Биография основателя ААКМЭЭМР Власова Валентина Дмитриевича

Валентин Дмитриевич родился в г. Москве в семье военнослужащего. Отец Власов Дмитрий Федорович (1908-1964) – ветеринарный врач, участник Великой отечественной войны. После двух тяжелых контузий был командирован в 1944г. вместе с семьей в Монгольскую народную республику.

В период войны вместе с матерью Власовой Елизаветой Михайловной (1911г.-2000г.) проживал у ее родителей в деревне Рогозино Масловского района Ярославской области, где в ноябре родился брат во время бомбардировки региона фашистами. В последующем Анатолий Власов (1941-2012) окончил Исторический институт и изучал историю полярной авиации.

Женат с 23 июля 1961г. Жена Власова Тамара Владимировна, 1938 г.р. – учитель средней школы, в последующем – директор. В семье две дочери: старшая Наталья (1964г.р.) – врач-гинеколог, кандидат медицинских наук, а младшая Елена (1973г.р.) закончила Государственный институт международных отношений. Внучка Екатерина (дочь Натальи) пошла по стопам деда и матери, медик в третьем поколении – окончила медицинский институт с интернатурой по терапии.

После окончания московской средней школы Валентин Власов поступил в 1953г. в Военно-медицинскую академию им. С. М. Кирова. Последние три года обучения особенно интересовался терапией, постоянно посещая научный кружок по этой специальности на кафедре академика Н.С. Молчанова. После окончания академии дополнительно прошел 3-х месячную специализацию по авиационной медицине. В последующем с 1960г. служил в Венгрии в авиационных частях Военно-Воздушных Сил на должностях врача подвижной барокамеры и начальника лазарета, периодически исполняя обязанности старшего врача истребительного авиационного полка. За этот период на базе госпиталя освоил электрокардиофию, записывал электрокардиограммы лётному составу дивизии. Впервые, проявив склонность к научному творчеству, обобщил полученные данные в виде статьи и выступил на научно-практической конференции авиационных врачей объединения.

С октября 1962г. по декабрь 1964г. был начальником туберкулезного отделения 435 авиационного госпиталя Белорусского военного округа. После назначения на эту должность прошел в течение 5 месяцев рабочее прикомандирование по туберкулезу с терапией в 432 Окружном военном госпитале г.Минска. За период работы фтизиатром освоил методы лечения туберкулеза легких с проведением плевральных пункций, паранефральных блокад и пневмоперитонеума. Периодически исполнял обязанности начальника инфекционного отделения, диагностировав случаи брюшного тифа и милиарного туберкулеза у двух человек с длительно неустановленным диагнозом. За период работы обобщил материалы по лечению туберкулеза легких с применением пневмоперитонеума, которые были одобрены в Институте туберкулеза г. Минска, а тема была рекомендована для написания и защиты кандидатской диссертации. Однако, в этот период был направлен для продолжения дальнейшей службы в Москву.

В Москве с января 1965г. по август 1970г. работал ординатором терапевтического отделения Центрального военного научно-исследовательского авиационного госпиталя (ЦВНИАГ) МО, где освоил методы обследования летного состава и принципы врачебно-летной экспертизы. За этот период работы проявил интерес к патологии желудка и двенадцатиперстной кишки, обобщив личный опыт и госпитальные архивные материалы, а также обосновал применение ряда новых симптомов, позволяющих выявлять наличие язвенной болезни и заболевания желчного пузыря, протекающих латентно или скрываемых. Большую помощь в его работе и повышении квалификации оказывали главный терапевт Военно-Воздушных Сил Е.Т. Малышкин и начальники 2-го терапевтического отделения А.А. Лобанова и Е.А. Федоров. В этот период Валентин Дмитриевич начал посещать клинические разборы, проводимые директором Института терапии АМН СССР профессором А.Л. Мясниковым. В последующем после его смерти и переименования учреждения в Институт кардиологии им. А.Л. Мясникова продолжал их использовать для повышения своего профессионального уровня. Однако он считал, что ему необходима основательная терапевтическая подготовка. В течение трёх лет добивался поступления на двухгодичный факультет усовершенствования врачей Военно-медицинской академии, на который был зачислен и успешно его закончил в 1972г. Получил назначение в Москву на должность старшего научного сотрудника в отдел клинико-физиологических исследований Института авиационной и космической медицины МО РФ (далее – Институт или ИАКМ). С августа 1975г. в течение года был заместителем начальника отдела, а в последующем – начальником этого отдела. Работая в Институте Валентин Дмитриевич защитил кандидатскую диссертацию (1974г.) в Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (г. Ленинград) на тему «Некоторые вопросы клиники, диагностики, лечения и экспертизы язвенной болезни у летного

состава» с присуждением ученой степени кандидата медицинских наук. В 1979г. присвоено ученое звание старшего научного сотрудника (доцента) по специальности «внутренние болезни».

27 сентября 1980г. по поручению руководства выступил на Ученом совете Института с обоснованием необходимости проведения восстановительно-реабилитационных мероприятий летному составу. Один из первых в стране организовал и провел разработку системы восстановительных мероприятий для лиц, подвергавшихся воздействию профессиональных факторов авиационного труда, выполнив в 1981-1983гг. научно-исследовательскую работу (НИР) на эту тему.

Основными направлениями научной деятельности Власова В.Д. на военной службе и в гражданской авиации являлись изучение особенностей течения и диагностики заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем, а также органов пищеварения у лётного состава и испытателей. Влияния профессиональных факторов деятельности на организм и эффективности оздоровительно-реабилитационных мероприятий для них с целью сохранения здоровья, продления профессионального долголетия и повышения безопасности полетов. Неоднократно являлся ответственным исполнителем и научным руководителем научно-исследовательских работ. За период своей медицинской деятельности имеет более 300 опубликованных научных работ. Из них: “Клиника и диагностика язвенной болезни у операторов летного профиля” (М., 1981.-93с), “Язвенная болезнь у летного состава” (Пособие для авиационных врачей). – М., Воениздат, 1982, – 20с, “Атеросклероз и ишемическая болезнь сердца у лиц летных профессий” (г. Свердловск., 1986. -131с) и “Избранные вопросы гастроэнтерологии в практике авиационного врача” (М: Воздушный транспорт. 1996.-319с).

Под его руководством защищены 6 кандидатских и 2 докторских диссертаций по тематике клинической авиационной медицины. В настоящее время является научным консультантом докторской диссертации на тему ночных инсультов и факторов риска их развития.

В 1984г. обобщил результаты медицинского контроля за состоянием здоровья испытателей, подвергавшихся воздействию факторов авиационного полета, за период с 1974 по 1982гг. в научно-исследовательской работе (120с.), утвержденной командиром войсковой части 64688 (ИАКМ) генерал-майором медслужбы, профессором С.А. Бугровым 10 декабря 1984г. Показано отсутствие отрицательной динамики в их состоянии здоровья в результате отбора, медицинского контроля и регламентации профессиональной нагрузки. С учетом полученных данных было подготовлено новое Положение по освидетельствованию испытателей ИАКМ, согласованное с Председателем Центральной врачебно-летной комиссии МО РФ и утверждено начальником медицинской службы Военно-Воздушных Сил МО генерал-лейтенантом медицинской службы профессором Н.М Рудным 14 декабря 1984г.

По достижению предельного возраста – уволен из Вооружённых Сил в мае 1988г. в звании полковника медицинской службы.

После увольнения из армии работал заведующим гастроэнтерологическим кабинетом Центральной поликлиники Военно-Морского Флота, врачом-инспектором Медико-санитарного управления Министерства гражданской авиации (МГА), а с июня 1989г. по май 1992г. – ведущим терапевтом Центральной клинической больницы-поликлиники – главным терапевтом МГА. За этот период много уделял внимания консультациям, особенно летного состава, вопросам диагностики, лечения, врачебно-летной экспертизы и повышения профессионального уровня авиационных врачей. Власов В.Д. организовал и провел три семинара по заболеваниям сердечно-сосудистой системы (г. Иркутск), органов пищеварения (г. Днепропетровск) и оказанию неотложной медицинской помощи (г. Саратов) применительно к лётному и диспетчерскому составу гражданской авиации.

Обобщил клинико-экспериментальные исследования по заболеваниям гастродуаденального отдела у летного состава, полученные им в Институте и ЦВНИАГ, а в 1988г. защитил докторскую диссертацию на тему «Заболевания желудка и двенадцатиперстной кишки у летного состава» (клинико-экспериментальное исследование). Решением ВАК при Совете Министров от 16.12.1988г. была присуждена ученая степень доктора медицинских наук, а 17 января 1992г. в порядке исключения присвоено ученое звание профессора по специальности «внутренние болезни».

В Межгосударственном авиационном комитете (МАК) при Комиссии по воздушному транспорту 30 ноября 1992г. был образован отдел авиационной медицины, а на должность начальника был приглашен профессор Власов В.Д., который подготовил Положение об отделе. Это Положение определило последующие основные направления его деятельности на долгие годы, к которым следует отнести следующее:

  • Разработка правил, положений, стандартов и руководств по медицинскому обеспечению полетов.
  • Проведение сертификации условий осуществления деятельности медицинских учреждений в гражданской авиации по заявке авиационной администрации с привлечением представителей органов здравоохранения государств.
  • Разработка единых требований к уровню профессиональной подготовки авиационных врачей и оказание помощи в ее проведении.
  • Проведение аттестации медицинских специалистов учреждений гражданской авиации на присвоение квалификационных категорий (вторая, первая, высшая) с учетом специфики их профессиональной деятельности по медицинскому обеспечению безопасности полетов (по направлению авиационной администрации).
  • Организация и проведение врачебно-летной экспертизы при Межгосударственном авиационном комитете по направлению администрации гражданской авиации (для заинтересованных государств).
  • Участие в международных и национальных конгрессах и обеспечение информацией авиационных врачей.
  • Организация и проведение семинаров по авиационной медицине на международном и межгосударственном уровнях.
  • Оказание консультативной помощи медицинским службам государств – участникам Соглашения по вопросам сертификации и аттестации, врачебно-летной экспертизы и вопросам авиационной и клинической медицины.
  • Регулярное проведение заседаний Координационно-консультативного авиамедицинского совета с обсуждением актуальных проблем.

В начале 90-х годов прошлого столетия в период распада СССР, разобщения авиамедицинской общественности и ухода части авиационных врачей в страны СНГ профессор Власов В.Д. активно агитирует их к объединению в общественную организацию «Ассоциация авиационно-космической медицины России» и выступает инициатором ее создания. На ее учредительном съезде он единодушно избирается делегатами первым ее президентом, а подготовленные им необходимые документы были одобрены. Общероссийская общественная организация была создана 16 декабря 1992г. с регистрацией Министерством юстиции РФ. В ее рамках стала функционировать региональные отделения в 57 административных регионах РФ на базе медицинских учреждений гражданской и военной авиации. Одновременно были образованы отделения в 8 Республиках Содружества Независимых Государств (СНГ). Созданная организация была перерегистрирована в Общероссийскую общественную организацию «Ассоциация авиационно-космической, морской, экстремальной и экологической медицины России» (далее Ассоциация) 31 мая 2001г. в качестве преемника предшествующей. На съезде Ассоциации ее Президентом вновь был избран профессор Власов В.Д., который и возглавляет ее по настоящее время.

По инициативе начальника отдела авиационной медицины при МАК одновременно был создан Координационно-консультативный авиамедицинский совет (ККАМС). Эта структура образована как межгосударственный специализированный орган, действующий в соответствии с Положением о нем, которое было утверждено единогласно 3-ей сессией Совета по авиации и использованию воздушного пространства 29 октября 1993 г. В состав ККАМС вошли представители всех государств – участников Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства. Председателем был избран Валентин Дмитриевич, возглавлявший деятельность этого Совета по 2009г. включительно.

Учитывая общность задач по медицинскому обеспечению безопасности полетов в России и других странах СНГ, 14 февраля 1995 г. было подписано Соглашение о совместной деятельности Межгосударственного авиационного комитета и Ассоциации, которое помогло объединить усилия в решении многих авиамедицинских вопросов. В последующем практиковалось проведение заседаний ККАМС совместно с Ученым советом Ассоциации и принятием единых решений, что повышало их значимость и общую эффективность работы. Так, на объединенных заседаниях обсуждались сложные вопросы гипоксии в авиации, введение в номенклатуру медицинских специальностей Министерств здравоохранения государств специальности «авиационно-космическая медицина», проект санитарных правил и норм «Гигиенические требования к условиям и организации труда диспетчеров УВД ГА», новые дезинфицирующие средства и возможности их применения на воздушном транспорте и многие другие вопросы.

По инициативе профессора Власова В.Д. под эгидой Международной организации гражданской авиации (ИКАО), Департамента воздушного транспорта Министерства транспорта РФ и МАК отделом авиационной медицины совместно с Ассоциацией проведен 5-ый Европейский семинар по авиационной медицине на тему: «Актуальные вопросы медицинского обеспечения полетов, врачебно-летной экспертизы и реабилитации летного состава», который прошел в Москве 3-7 июня 1996г. с участием представителей 25 государств. Семинар получил высокую оценку руководителя медицинской секции Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Сильвио Финкельштейна и российского руководства гражданской авиации. В последующем отдел продолжал уделять большое внимание повышению профессионального уровня авиационных врачей СНГ, привлекая их к участию в конгрессах Ассоциации, семинарах по медицинскому обеспечению безопасности полетов в рамках различных Международных выставок, включая «Авиа», «МАКС» и другие форумы.

Для поддержания требуемого уровня квалификации медицинских работников ГА в странах СНГ отделом было организовано проведение их аттестации на присвоение соответствующей квалификационной категории. С этой целью в МАК создана Межгосударственная аттестационная комиссия и разработано Положение по аттестации медицинских специалистов гражданской авиации государств-участников Соглашения, которое было утверждено 22-ой сессией Совета по авиации и использованию воздушного пространства (ИВП) 31 октября 2002 г. По обращению руководства авиационных администраций стран СНГ в 5 государствах проводилась аттестация авиамедицинских работников.

Совет по авиации и использованию воздушного пространства МАК по представлению начальника отдела авиационной медицины 11 ноября 1994 г. одобрил создание единой системы сертификации медицинских структур в авиации. В связи с этим решением по инициативе отдела 4 июня 1996 г. было

подписано соглашение между Департаментом здравоохранения г.Москвы и Межгосударственным авиационным комитетом о проведении аккредитации авиамедицинских учреждений (предприятий) и лицензировании их медицинской деятельности. В соответствии с ним был определен и утвержден состав экспертной группы по лицензированию деятельности медицинских учреждений авиационного профиля г. Москвы с привлечением членов Ассоциации. Председателем экспертной группы являлся начальник отдела авиационной медицины МАК и Президент Ассоциации профессор Власов В.Д.

В дальнейшем обосновано введение в Реестр таких видов медицинской деятельности, лицензируемых в г. Москве, как врачебно-летная экспертиза и медицинское обеспечение полетов, которые были согласованы с Министерством здравоохранения РФ (письмо от 14.12.96 г. № 10-6/215). Указанные дополнения были введены в действие приказом Комитета здравоохранения г. Москвы от 30.12.96 г. № 760. Однако в 1998 г. Медицинское обеспечение полетов было исключено из Реестра лицензируемых видов, методов и работ медицинской деятельности по Москве. В то же время Министерство здравоохранения впервые ввело в Российский перечень лицензируемых видов медицинской деятельности врачебно-летную экспертизу по инициативе МАК и Ассоциации.

За период деятельности экспертной группы успешно проведена лицензионная оценка следующих медицинских учреждений в авиации Московского региона: Медико-санитарная часть ОАО «Аэропорт Внуково», Государственное предприятие Центр авиационной медицины «Центравиамед», Медико-санитарная часть ОАО «Внуковский авиаремонтный завод № 400», Медицинский центр ОАО «Аэрофлот», Федеральное государственное учреждение «Центральная клиническая больница гражданской авиации» и др. с выдачей лицензии на заявленные виды деятельности лицензионной комиссией Комитета здравоохранения г. Москвы.

Учитывая вышеизложенное, опыт проведения сертификации и лицензирования в Московском регионе, В.Д. Власовым и Л.И. Молчановой с участием заместителя руководителя Департамента организации медицинской помощи населению Минздрава РФ С. Шевченко и доцента кафедры управления и экономики Иркутского института усовершенствования врачей Б. Таевского было подготовлено «Руководство по сертификации условий осуществления медицинской деятельности в авиации Договаривающихся государств», которое одобрено ККАМС МАК. На него получены положительные заключения от Института авиационной и космической медицины МО РФ (15.01.99), НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.С. Семашко РАМН (13.09.99) и НПО медико-социальных исследований, экономики и информатики «Медсоцэкономинформ» МЗ РФ (17.09.99). Руководство было утверждено Советом по авиации и использованию воздушного пространства 31 октября 2002 г. и рекомендовано для реализации заинтересованным государствам.

Специфическими видами медицинской деятельности в авиации являются врачебно-летная экспертиза и медицинское обеспечение полетов, которые нашли отражение в Перечне наименований медицинской деятельности Руководства, условия осуществления которой подлежат сертификации.

Авиамедицинская сертификационная комиссия МАК под руководством ее председателя В.Д. Власова неоднократно проводила сертификацию медицинских учреждений в авиации и их врачебно-летных экспертных комиссий в Республиках Армения (г. Ереван), Азербайджан (г. Баку), Беларусь (г. Минск), Казахстан (г. Алма-Аты, г. Астана, г. Актобе и г. Шымкент) и Кыргызстан (г. Бишкек) с выдачей сертификата на три года, удостоверяющего, что условия осуществления представленных видов медицинской деятельности соответствуют установленным требованиям и отраслевым стандартам для медицинских учреждений гражданской авиации. Сертификация осуществлялась с привлечением представителей национальных органов здравоохранения государств.

В целях повышения уровня безопасности полетов и сохранения здоровья авиационных специалистов гражданской авиации, гармонизации нормативной правовой базы медицинского обеспечения безопасности полётов государств Содружества и приведения их в соответствие со Стандартами и Рекомендуемой практикой ИКАО, отделом при содействии членов ККАМС, кафедры авиационной и космической медицины РМАПО, Института авиационной и космической медицины, Института медицины труда РАМН и других учреждений дополнительно разработаны, обсуждены на заседаниях авиамедицинского совета и утверждены Советом по авиации и ИВП семь нормативно-правовых документов, рекомендованных к реализации в практической деятельности заинтересованным государствам. Большое практическое значение имеют Авиационные правила: «Медицинское обеспечение полетов ГА государств-участников Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства» (2002г.) и «Медицинская сертификация авиационных специалистов гражданской авиации государств-участников Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства» (2004). Последний документ утвержден Медицинским Советом при СНГ и рекомендован к реализации. Остальные нормативные документы были посвящены психофизиологическому обеспечению полетов ГА, здравпункту аэровокзала, медицинским учреждениям и врачам- специалистам ГА, дезинфекции воздушных судов и профилактике малярии у экипажей гражданской авиации.

Необходимые информационные материалы о семинарах и конференциях, заседаниях ККАМС, международных конгрессах и других актуальных проблемах В.Д. Власов оперативно размещал на страницах информационного бюллетеня МАК. Были дополнительно подготовлены и выпущены три информационных номера «Авиационная медицина Содружества».

В отделе длительное время проводилось изучение летальности лиц летного состава. Проанализирована структура их смертности и показана необходимость совершенствовать динамическое медицинское наблюдение за летным составом с широким внедрением в практику врачебно-летной экспертизы современной диагностической аппаратуры и специфических функционально-нагрузочных проб в связи с латентным течением заболеваний и скрываемой патологией сердечно-сосудистой системы. Рекомендовано проведение пропаганды здорового образа жизни.

С 1992г. по 2009г. профессор Власов В.Д. провел 29 заседаний ККАМС, посвященных актуальным вопросам авиационной медицины гражданской авиации: заболеваемости, дисквалификации и реабилитации авиационных специалистов, врачебно-летной экспертизе, медицинскому контролю за авиационными специалистами, оказанию медицинской помощи пассажирам воздушных судов, введению специальности «Авиационная и космическая медицина» в номенклатуру медицинских специальностей Министерств здравоохранения, подготовке и проведению 5-го Европейского семинара по авиационной медицине ИКАО в Москве, санитарно-гигиеническому и эпидемиологическому контролю в авиации, аттестации врачей гражданской авиации, обсуждению единых и унифицированных нормативно-правовых документов, подготовленных отделом авиационной медицины и многим другим вопросам.

Профессором Власовым В.Д. с 2004 г. по 2009 г. было проведено 6 выездных заседаний ККАМС с выступлением его как начальника с основным докладом и привлечением докладчиков из Министерств здравоохранения, медицинских институтов и авиамедицинских структур республик (г. Киев, г. Баку, г. Бишкек, г. Кишинев, г. Ереван и г. Минск).

Первый выездной ККАМС проходил на Украине с 31.05 по 04.06.2004 г. с тематикой: «Условия профессиональной деятельности диспетчеров УВД, заболеваемость, работоспособность и вопросы сохранения их здоровья» на базе Института медицины труда. Признано, что проблема медицинского обеспечения диспетчеров является актуальной, недостаточно разработанной и это нуждается в проведении научно-практических исследований.

В июне 2006 г. заседание ККАМС в г. Бишкеке (Киргизия) было посвящено теме – «Медицинский контроль авиационных специалистов, организация и проведение реабилитационных мероприятий для их оздоровления и повышения безопасности полетов ГА». Предложенная профессором Власовым В.Д. концепция оздоровления и реабилитации летного состава и диспетчеров УВД была одобрена. Однако, государства СНГ оказались не готовыми к ее реализации на практике.

В октябре 2007 г. в г. Кишиневе обсуждались вопросы медицинской сертификации авиационных специалистов в странах СНГ с учетом международных рекомендаций, целесообразности перехода экспертизы отдельных государств на европейские требования (JAR-FCL-3) и совершенствования медицинского обеспечения авиапассажиров. В обсуждении участвовали представители Бельгии, Германии, Греции и Латвии. Принятые решения были учтены при подготовке и реализации правил по медицинской сертификации авиационных специалистов СНГ.

Деятельность Ассоциации проводилась с 1992г. по настоящее время в соответствии с Уставом и включала следующие направления: организационно-структурное, педагогическое, научно-исследовательское, редакционно-издательское, культурно-просветительское, информационное, оздоровительное, сертификационное, общественно-экспертное, консультативное и предпринимательское.

Основными мероприятиями, организованными и выполненными Ассоциацией при активном участии ее Президента являлись:

  • Подготовлено «Медицинское обоснование права на повышенное и досрочное пенсионное обеспечение летного состава гражданской авиации» в связи с обращением Президента Профсоюза летного состава (ПЛС) России к Президенту Ассоциации, которое было утверждено МЗ РФ и Федеральной авиационной службой ГА России в 1997г.
  • Разработана и реализована «Санитарно-гигиеническая характеристика вредности, опасности, напряженности и тяжести летного труда экипажей воздушных судов ГА России» совместно с Профсоюзом лётного состава в 1998 г. На ее основании Государственная Дума приняла Федеральный закон «О государственных пенсиях в РФ», одобренный Советом Федерации, подписанный Президентом России и реализованный Постановлением Правительства РФ от 07.09.1992 г. № 1012).
  • Зарегистрированы и лицензированы Курсы усовершенствования авиамедицинских специалистов (КУАМС) для педагогической деятельности, которые функционировали с 1995 по 2000 годы. Проведено 15 двухнедельных циклов по авиационной медицине, врачебно-летной экспертизе, человеческому фактору и клиническим специальностям. Осуществлялись периодические однодневные семинары по сохранению здоровья и работоспособности населения.
  • КУАМС перерегистрированы в Некоммерческое образовательное учреждение “Центр медицинской подготовки и сертификации”. Получен сертификат от Межгосударственного авиационного комитета на педагогическую деятельность в странах СНГ. Проведено 6 выездных циклов по авиационной медицине (по 72 часа) и одна сертификация Медицинского центра с врачебно-летной экспертизой.
  • Создан Ученый совет Ассоциации, который функционировал с 1995 по 2009 гг. Проведено 23 заседания, на которых обсуждались актуальные научно-практические вопросы. В 2016г. обновлено и утверждено Положение о Совете и восстановлена его деятельность.
  • Выполнены 6 научно-практических работ по оценке условий труда и работоспособности, реабилитации и сохранению здоровья летного состава.
  • Принимала участие в организации и проведении симпозиума по профилактике и реабилитации в авиации (г. Санкт-Петербург, 1994), несколько авиамедицинских семинаров по вопросам безопасности полетов в рамках Международных выставок «АВИА» (4 раза) и «МАКС» (3 раза), а также – в других мероприятиях.
  • Организовано и проведено, начиная с 1998 г. 9 Международных научно-практических конгрессов Ассоциации по вопросам авиационной, космической, экстремальной, клинической медицины и другим направлениям её деятельности с выставками «Профессиональное здоровье и долголетие». Материалы Конгрессов издавались в объёме около 500 стр. под редакцией профессора Власова В.Д.
  • Обоснована нецелесообразность передачи медицинских учреждений ГА Республики Армения (2002 г.) и Республики Беларусь (1995, 2007) в подчинение Министерству здравоохранения этих государств и оказана помощь в сохранении их структуры.
  • Организована подготовка и выпуск книг «Введение в ортомолякулярную медицину» (М., 2003 – 105 с.), «Наше здоровье» (М., 2003-98 с.) и «Оздоровительная программа» (М., 2011-88 с.).
  • Совместно с РАМН и ГНИИИ авиационной и космической медицины издана монография «Авиационная антропоэкология» Ступакова Г.П. и Ушакова И.Б., под редакцией профессора Власова В.Д. (М., 1996-480 с.).
  • Зарегистрирован журнал «Медицина и авиация», подготовлен и выпущен только один номер под редакцией Власова В.Д. (М., 1997-256с) из-за трудности его финансирования.
  • Опубликованы в изданиях Совета Федерации и Государственной Думы РФ в 2010-2012 гг. статьи Власова В.Д. «Роль утомления летного состава в развитии летных происшествий и основные направления его профилактики» и Воловича В.Г. «Секретные арктические экспедиции СССР».
  • Осуществлялось сотрудничество с редакциями журналов «Авиаглобус», «Авиапанорама», «Гражданская авиация», «Пятый Океан», «Авиакосмический курьер», «Авиасоюз» и «Медицина: целевые проекты» с публикацией статей по актуальным вопросам деятельности Ассоциации.
  • По инициативе Ассоциации и поддержке МАК обосновано введение в номенклатуру медицинских специальностей Министерства здравоохранения РФ основной специальности 040133 — «Авиационно-космическая медицина» (приказ МЗ РФ от 16.02.2004 г. № 63) с использованием документов, подготовленных кафедрой авиационно-космической медицины РМАПО, которое было принято после выступления профессора Власова В.Д. в Ученом совете НИИ медицины труда РФ и Совете по кадровой политике при Министре здравоохранения РФ. Одновременно была обоснована необходимость введения специальности «авиационная (космическая) медицина» в номенклатуру специальностей органов здравоохранения других стран СНГ. Совет по авиации и использованию воздушного пространства МАК 21 сентября 2004г. рекомендовал введение этой специальности, а Совет по сотрудничеству в области здравоохранения Комитета СНГ в последующем одобрил это решение. В 2005 – 2009 гг. специальность «Авиационная и космическая медицина» была введена в номенклатуру медицинских специальностей Министерств здравоохранения Казахстана, Киргизии, Белоруссии, Армении и Азербайджана по инициативе МАК и Ассоциации.
  • В связи с отменой МЗ и СР РФ специальности «Авиационная и космическая медицина» и введением её в качестве дополнительной только под специальностью «Терапия» Ассоциация подготовила в 2008-2009 гг. обоснование необходимости восстановления основной специальности или введения искомой специальности по шести специальностям медицинской номенклатуры, необходимыми для обеспечения безопасности полетов. Обоснование согласовано с ведущими специалистами России и направлено Президенту Российской Федерации В.В. Путину 17.12.2012 г. В ответ на это письмо главный советник Департамента письменных обращений граждан и организаций отметил, что в настоящее время выделение основных и дополнительных специальностей для лиц с высшим медицинским и фармацевтическим образованием противоречит Федеральному закону от 21.11.2011г. №232 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Министерством здравоохранения запланирована разработка приказа об утверждении перечня специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием единым списком в алфавитном порядке с одновременной отменой Приказа Минздравсоцразвития России от 23.04.2009г. №2ЮН.
  • В настоящее время в соответствии с решением Президиума и Съезда Ассоциации подготовлены документы по её перерегистрации в Международную ассоциацию аналогичного названия.
  • Учитывая, что нормативно-правовые документы по санитарно-эпидемиологическому обеспечению пилотов воздушных судов давно устарели и не соответствуют современным требованиям, Власов В.Д. и Московский городской центр дезинфекции организовали и подготовили написание Авиационных правил по противоэпидемическому обеспечению и санитарно-гигиеническому обеспечению деятельности авиапредприятий ГА РФ, которые в настоящее время дорабатываются специалистами и будут опубликованы в материалах 9-го Конгресса для ознакомления заинтересованных специалистов.
  • В этом году в соответствии с новым Законом об образовании Некоммерческое образовательное учреждение «Центр медицинской подготовки и сертификации» перерегистрировано с добавлением к его названию дополнительного профессионального образования, т.е. сделан новый шаг для продолжения педагогической деятельности в рамках Ассоциации в 2016г.
  • С 2015 года на базе Министерства труда и социального обеспечения РФ работала рабочая группа по вопросу проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) членов экипажей воздушных судов ГА. В связи с этим Ассоциация и Профсоюз летного состава подготовили обоснование целесообразности решения этого вопроса после проведения специальных научных исследований по изучению влияния комплекса множественных специфических факторов летной деятельности на членов экипажей различных типов современных воздушных судов ГА. Профессор Власов В.Д. считает, что недопустимо снижать класс и степень вредности этих факторов на членов летных экипажей ГА, т.к. в настоящее время для этого нет никаких научных и санитарно-гигиенических обоснований. Многообразие указанных факторов полета, отрицательно влияющих на организм человека, является основанием для особого подхода к СОУТ членов экипажей воздушных судов ГА РФ. Оценку условий труда летного состава должны давать независимые медицинские специалисты со специальной подготовкой по авиационной и клинической медицине, а также по врачебно-летной экспертизе, имеющие опыт медицинского обеспечения безопасности полетов, а не лица далекие от этого специфического направления деятельности, безответственно пытающиеся вклиниться в решение этой проблемы.

За период службы в Вооружённых Силах Власов В.Д. был награждён медалями «За выслугу лет», «Ветеран Вооруженных Сил» и юбилейными Министерства Обороны.

В 2006году Министерство транспорта наградило его нагрудным знаком «Почётный работник транспорта России».

Являясь с 1998года академиком Российской Академии естественных наук (РАЕН), решением ее Президиума награждался почетным знаком «За заслуги в развитии науки и экологии».

Международная Академия о природе и обществе отметила его успехи в области авиамедицинской деятельности памятной медалью Петра I «За заслуги в деле возрождения науки и экономики России».

В 2015 году РАЕН наградило профессора Власова В.Д. серебряной медалью Академии «За развитие медицины и здравоохранения».

Одновременно он был награжден решением коллегии Ассоциации ветеранов и сотрудников Службы безопасности Президента нагрудным знаком «Орден чести» II степени. Кроме того, неоднократно ему вручались медали и знаки отличия других министерств, ведомств и организаций.

На основании изложенного деятельность Власова В.Д. являлась многогранной и была направлена на сохранение здоровья авиационных специалистов, продления профессионального их долголетия, повышения безопасности полетов, профессионального уровня авиационных врачей и эффективности их деятельности. Необходимо отметить, что в процессе своей научно-практической деятельности он много внимания уделял развитию клинического направления в авиационной медицине, что подтверждают многочисленные его научные работы. Следует считать, что он является основателем клинической авиационной медицины в России.

Shopping Cart
Scroll to Top