Вопросы чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения санитарно-эпидемиологического характера в республиках
СССР решались благодаря существующей единой государственной системе здравоохранения, сформированной и базирующейся на единой нормативной и методической базе.
В связи с развалом СССР и созданием Содру́жества Незави́симых Госуда́рств (СНГ) — международной организации, призванной регулировать отношения сотрудничества между некоторыми государствами, входившими ранее в состав СССР, возникла потребность и в формировании нормативнометодической базы в вопросах санитарной охраны территорий государствучастников СНГ.
Решением Совета по сотрудничеству в области здравоохранения государств-участников Содружества Независимых Государств (от 22 ноября 2000 г., г. Душанбе) был создан Координационный совет по проблемам санитарной охраны территорий государств-участников СНГ от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней. В ходе деятельности Совета разработаны и сформирован перечень нормативных документов, утвержденных на федеральном уровне в Российской Федерации и включенных в план внедрения на уровне стран СНГ( http://www.microbe.ru/kspp/normativ/).
Однако многие вопросы санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера на воздушном транспорте в странах СНГ поддерживались и решались в основном благодаря активной деятельности членов Ассоциации авиационно-космической, морской, экстремальной и экологической медицины России (ААКМЭЭМР), экспертов ККАМС Межгоссовета/МАК и Рабочей группы Совета по здравоохранению Исполкома СНГ. За указанный период были разработаны, согласованы и одобрены Межгоссоветом и Советом по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ, а также рекомендованы к применению в государствах
Содружества ряд документов:
(https://mak-iac.org/deyatelnost/aviameditsina/#dokumenty)
- Авиационные правила «Медицинское обеспечение полетов гражданской авиации государств – участников Соглашения»;
- «Положение о здравпункте аэровокзала гражданской авиации»;
- «Руководство по сертификации условий осуществления медицинской деятельности в авиации договаривающихся государств»;
- Авиационные правила «Дезинфекция воздушных судов гражданской авиации и организация контроля их санитарного состояния»;
- Методические рекомендации «Профилактика малярии у экипажей воздушных судов гражданской авиации»;
- Методическое пособие «Оснащение воздушных судов гражданской авиации медицинскими средствами»;
- «Типовая инструкция по охране труда для работающих в комиссиях по расследованию авиационных происшествий».
Только в 2006 году, после кризиса, связанного со вспышкой атипичной пневмонии, ИКАО создан проект CAPSCA (Соглашение о сотрудничестве по профилактике и управлению событиями в области общественного здравоохранения в гражданской авиации), с предоставлением ему мандата на управление мероприятиями общественного здравоохранения в гражданской авиации. Проект CAPSCA представляет собой добровольную межотраслевую программу сотрудничества с участием многих организаций, управляемую Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) при поддержке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Проект сплачивает международные, региональные, национальные и местные организации для объединения усилий по улучшению планирования готовности и реагирования на события в области общественного здравоохранения, влияющие на авиационный сектор, такие как:
- Инфекционные заболевания (пандемический грипп, вирус Зика, Эбола, коронавирус);
- Химические события (аварии на атомных электростанциях);
- Биотерроризм;
- Вулканический пепел;
- Безопасность воды и пищевых продуктов;
- Гигиена и утилизация отходов;
- Беспилотные летательные аппараты в гуманитарных операциях;
- Борьба со стихийными бедствиями (стихийными бедствиями или техногенными бедствиями).
Программа действует в шести регионах ИКАО через свои семь региональных координационных групп (APAC, ESAF, EUR/NAT, MID, NACC, SAM и WACAF). Оно предусматривает ежегодное многосекторальное совещание с участием многих заинтересованных сторон в каждом из регионов, на котором разрабатывается и согласовывается подход к управлению событиями в области общественного здравоохранения в авиационном секторе на глобальном уровне. Кроме того, CAPSCA обеспечивает поддержку во время стихийных бедствий или техногенных катастроф через глобальную сеть CAPSCA.
В ходе сотрудничества с Европейским и Северо-Атлантическим (EUR/NAT) бюро ИКАО, Межгосударственный авиационный комитет (МАК) утвержден в качестве организации-участника CAPSCA EUR и координатора по взаимодействию с органами гражданской авиации в государствах Содружества.
Более подробно о Программе CAPSCA*, ее деятельности, общих правилах и руководящих материалах по управлению событиями в области общественного здравоохранения в авиационном секторе смотри по ссылке: https://www.icao.int/safety/CAPSCA/Pages/default.aspx
Выступая в роли международного партнера ИКАО по проекту CAPSCA-EUR и продолжая эту деятельность в качестве координатора проекта, экспертами ККАМС Межгоссовета/МАК, ААКМЭЭМР и Рабочей группой Совета по здравоохранению Исполкома СНГ, созданной по инициативе МАК, разработаны «Типовой план готовности гражданской авиации (государства) к возникновению чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение» и «Методические рекомендации по организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в случае выявления больного (подозрительного на заражение) инфекционной болезнью, представляющей чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение, при осуществлении полетов воздушных судов гражданской авиации» (https://mak-iac.org/deyatelnost/aviameditsina/#capsca). Документы рассмотрены на Совете по сотрудничеству в области здравоохранения государств – участников СНГ, одобрены 40-й сессией Ассамблеи ИКАО, утверждены и рекомендованы к применению Постановлением 37-й сессии Межгоссовета.
В ходе развития эпидемической ситуации в Китае и угрозой распространения коронавирусной инфекции на территорию других государств (https://ru.wikipedia.org/wiki/Пандемия) вышеуказанные документы были в срочном порядке направлены в государства – участники Соглашения для реализации и использованию в работе.
На сайте МАК организован информационный бюллетень «COVID» (https://mak-iac.org/deyatelnost/aviameditsina/#capsca) с публикацией ежедневной оперативной информации ИКАО, ВОЗ и других ресурсов. Представлены наиболее важные документы по вопросам предотвращения опасностей в области общественного здравоохранения в гражданской авиации, в том числе разработанные специалистами ААКМЭЭМР и МАК.
В ноябре 2020 года в режиме телеконференции специалисты Межгосударственного авиационного комитета приняли участие и выступили с докладом на Восьмом европейском совещании по сотрудничеству о предотвращении опасностей в области общественного здравоохранения в Гражданской авиации (CAPSCA–EUR/8) проводимом Европейским и Североатлантическим бюро ИКАО и Всемирной Организацией Здравоохранения с участием представителей министерств и ведомств системы здравоохранения, авиационных администраций государств Европы, государств – участников Соглашения и других международных организаций участников Программы CAPSCA.
Одним из основных вопросов Совещания явилась оценка мер, принятых государствами во время пандемии коронавируса, возникшие проблемы, извлеченные уроки и дальнейшие шаги по координации программ и планов готовности к эпидемической ситуации в области общественного здравоохранения на глобальном, региональном, национальном и оперативном уровнях.
В настоящее время, в соответствии с руководящими указаниями ИКАО, содержащимися в документе “Взлет: руководство по воздушным перевозкам в условиях кризиса общественного здравоохранения COVID-19”, а также в целях проведения согласованных ускоренных мероприятий по возобновлению полетов, основанных на принципах взаимного доверия между государствами – участниками Соглашения и совершенствованию мер по предотвращению распространения COVID-19, в государства направлены документы по механизму оценки готовности гражданской авиации, назначенных аэропортов и оказанию им технической помощи, предложенные CAPSCA (https://www.icao.int/safety/CAPSCA/Pages/Assistance-Visits.aspx).
В отчете, подготовленном на основе обширного обзора научной литературы и экспертной оценки медицинскими консультантами ИАТА и группой медицинских директоров 10-ти крупнейших авиакомпаний, а также отчетности 70 авиакомпаний (представляющих половину мирового пассажиропотока) не было зарегистрировано ни одного случая передачи COVID-19 в полете от пассажира к пассажиру.
По данным ИАТА в течение января-марта 2020 года было зафиксировано только четыре эпизода предполагаемой передачи COVID-19 в полете (все от пассажира к экипажу), и еще четыре эпизода от пилота к пилоту, которые могли произойти в полете или до / после полета (включая посадку).
В дальнейшем информация и соответствующие материалы о COVID-19 и других инфекционных заболеваниях, представляющих международный интерес будет размещена на веб-сайте CAPSCA следующим образом:
1. COVID-19: www.icao.int/safety/CAPSCA/Pages/Coronavirus.aspx
2. Обезьянья оспа: www.icao.int/safety/CAPSCA/Pages/Monkeypox1.aspx
3. Эбола: www.icao.int/safety/CAPSCA/Pages/Ebola.aspx
4. Мероприятия в области общественного здравоохранения (общий веб-сайт): www.icao.int/safety/CAPSCA/Pages/Public-Health-Events.aspx
5. Главный веб-сайт CAPSCA: www.capsca.org